16 декабря состоялась юбилейная 60-я Открытая дискуссия Президента АРБ, академика РАН Г.А. Тосуняна по теме: «Проблемные зоны и «белые пятна» проекта «Стратегия развития финансового рынка до 2030 года»».
Участники Дискуссии обсудили проект «Стратегии развития финансового рынка до 2030 года», разработанный в этом году Министерством финансов и Центральным Банком. Этот документ будет определять развитие финансового рынка РФ на ближайшее десятилетие.
Дискуссию открыл Президент АРБ Гарегин Тосунян, который обратил внимание банковского сообщества, что в Стратегии нет ни одного количественно-качественного показателя банковской отрасли: «Нас как Ассоциацию российских банков и главного лоббиста отрасли, удивило что в новом документе Стратегии нет никаких конкретных цифр и показателей». Сегодня суммарные активы банковского сектора на 1.11.21 – 115,57 трлн. руб. По расчетам АРБ, к 1 января 22 года доля банковских активов к ВВП составит не менее 104% и впервые с 2014 года превысит размер ВВП. «На начало 2000-го доля активов банковской системы к ВВП составляла немногим более 30%. Думаю, что это наглядное доказательство значительной роли банковского сектора», -- отметил Гарегин Тосунян.
Другие эксперты из числа научного сообщества раскритиковали проект Стратегии и обозначили его главные упущенные моменты. Участники отметили, что проект никак не коррелирует с уже принятыми национальными целями развития России до 2030 года.
Вице-президент АРБ Павел Неумывакин заметил, что ключевая цель обсуждаемой Стратегии - достижение роста ВВП выше среднемировых уровня – не достигнута в текущем и в ближайший год достигнута не будет. По словам Неумывакина, фактические данные по 2021 году и прогноз на 2022 год уже подразумевают отставание по этому нормативу в полтора раза от среднемирового уровня. «Хотелось бы видеть в проекте стратегии перечень конкретных действий для достижения обозначенной Президентом РФ приоритетной национальной цели и других цифр по размеру активов банковской системы, доле активов банков в ВВП в 2030 году и других важных параметров», -- заключил Павел Неумывакин.
Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭИО РАН, глава научного совета «Института экономики роста им. П.А. Столыпина», профессор Яков Миркин в своем докладе «Многолетние нерешенные проблемы финансового рынка: есть ли на них ответ в стратегии» представил пять основных проблем российского финансового рынка. Среди них: неадекватный размер объема финансового сектора, который в 2-3 раза больше отечественной экономики, спекулятивный фондовый рынок, сверхконцентрация денежных средств в Москве, избыточная регулятивная нагрузка на финансовый сектор и вывод капитала за рубеж. По словам Миркина, решения ни одной из этих проблем в финансовой стратегии нет. «Мы все время забываем, что у нас банковская модель финансового сектора и континентальная модель развития финансового рынка, как бы мы не строили англо-саксонскую модель в 90-е. Макроэкономическое мышление у нас практически отсутствует»», -- прокомментировал Яков Миркин.
Научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг в своем выступлении сделал упор на то, что главная проблема российского финансового сектора сегодня – это решение задачи экономического роста. Решения этой задачи в обсуждаемой Стратегии нет. «Когда заканчиваются государственные финансовые инвестиции, как было в 2013 году, то у нас заканчивается и экономический рост», -- подвел итог Руслан Гринберг. Ученый высказал предположение, что выходом ситуации может быть соблюдение «старомодной промышленной политикой» с выделением конкретных приоритетов и их финансированием.
Заведующий Лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС, член совета директоров НАУФОР Александр Абрамов выступил в защиту обсуждаемой стратегии: ««Проект стратегии стал первым документом, где предприняты попытки связать меры по развитию финансового рынка с системой государственного планирования», -- считает Александр Абрамов.
При этом в проекте «Стратегии» отсутствуют системные меры развития рынка капитала, банковской системы в части малых и средних банков, независимого финтеха и финансовых платформ. Сравнивая проект Стратегии с уже принятыми Банком России «Основными направлениями развития финансового рынка» (ОНРФР), Абрамов отмечает, что слово «финтех» вообще не употребляется, а термин «экосистемы» упоминается 77 раз.
В документе Стратегии также нет механизма привлечения к долгосрочным сбережениям основной части трудоспособного населения России, что, по мнению Абрамова, является актуальной проблемой. Он приводит текущею статистику фондового рынка, где на 3,3% брокерских счетов (0,5 млн) приходится 91% активов. Реально на биржевом рынке инвестируют всего 0,5 млн граждан, а не 16-17 млн, как это подается в СМИ, количество участников программ негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в НПФ – лишь 6,2 млн человек, отметил эксперт.
Подводя итоги дискуссии, глава АРБ Гарегин Тосунян отмечает, что по форме и содержанию «Стратегия…» является декларацией о намерениях, никак не связанной с «майскими указами» от 2018 года, где прописаны параметры финансовой системы и банковского рынка. «Полностью отсутствует взаимосвязь с ранее утвержденными указом Президента РФ «О «О национальных целях развития России до 2030 года» и соответственно ничего не говорится о конкретных мерах по их достижению. Проекту явно не хватает драйва, внятных ответов на вызовы 21-го века и четкой программы действий на финансовом рынке по стимулированию устойчивого экономического роста в России», -- резюмирует Президент АРБ.
Слушателями прошедшей Открытой Дискуссии были 70 вузов со всей России, включая 8 коллективных подключений в учебных аудиториях. Всего на прошедшей Открытой Дискуссии присутствовало более 600 человек.
Видеозапись мероприятия и презентации докладчиков – на сайте АРБ в видеоархиве.