Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Открытая дискуссия Президента АРБ Гарегина Тосуняна «Финансовое образование: потребности рынка и предложения вузов»

A A= A+ 18.02.2022

17 февраля на платформе Zoom состоялась 61-я Открытая дискуссия президента Ассоциации российских банков, академика РАН Гарегина Тосуняна по теме: «Финансовое образование: потребности рынка и предложения вузов».

Открывая дискуссию, Гарегин Тосунян обозначил два главных вопроса: какие выпускники нужны и востребованы в финансовой сфере сегодня и как профильные вузы обеспечивают кадровый запрос со стороны рынка.

Первый докладчик, директор Университета Банка России Андрей Афонин представил результаты исследования «Кадры для финансовой отрасли – 2030», проведенного в 2021 году среди финансового сектора и вузов.

Больше половины участников опроса принадлежат к финансовым организациям: топ-менеджеры, руководители департаментов и HR-подразделений. Остальная часть – профессорско-преподавательский состав вузов, студенты и выпускники. Общая выборка составила 932 человека.

Результаты исследования, по словам Афонина, использованы в разработанной Банком России и Министерством финансов «Стратегии 2030», которая сейчас находится на утверждении в Правительстве РФ. Одной из важных задач сегодня является организация совместно с финансовыми организациями, бизнесом и образовательными организациями подготовки специалистов, соответствующих быстро изменяющемуся спросу на квалифицированные кадры на финансовом рынке, отметил Афонин. Обучение, считает он, должно стать гибким, динамичным процессом, и это требует организации регулярного повышения квалификации преподавательского состава, соответствующей адаптации и настройки основных образовательных программ всех уровней образования и программ дополнительного образования.

Старший вице-президент, директор дивизиона «Управление человеческим капиталом и Корпоративной культуры» банка ЮниКредит Валентин Тимаков отметил, что для решения текущих кадровых вопросов необходимо создать координационный совет, куда бы вошли профессионалы финансового рынка и Министерства образования и науки. Основная задача совета – создание системы планирования труда на финансовом рынке. По словам Тимакова, сегодня дисбаланс между спросом и предложением уже становится ощутимым: вузы не являются поставщиками кадров для отрасли, и даже самые лучшие выпускники профильных вузов не всегда могут сразу включиться в работу.

Директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков считает, что проблема в разрыве между практикой и теорией связана, в том числе и с издательским циклом подготовки учебников. С точки зрения эксперта, снизить этот разрыв может только изменение правил практики как для студентов, так и для преподавателей. Нынешнюю студенческую практику будущих финансистов профессор считает бессмысленной: «Банку или другой финансовой организации российский практикант нужен разве что для заваривания кофе, потому что срок его пребывания внутри организации крайне мал, чтобы привлечь его к решению каких-либо задач. Их просто нечем занять, а допускать к управлению еще рано».

Солодков отметил, что в западных банках время студенческой практики составляет не меньше трех месяцев, в России – не больше месяца. Для повышения уровня вузовского преподавательского состава, поможет внедрение практики «саббатикла», которая широко используется на Западе, когда преподаватель уходит в годовой отпуск с сохранением места, чтобы получить практические знания по той дисциплине, которую он преподает.

Руководитель департамента подбора персонала «Финстар» Елена Григорьева отметила высокую конкуренцию среди работодателей за новые кадры, особенно в сфере финтех. Наибольшим спросом, как и раньше, пользуются выпускники мехмата МГУ и НГУ.

По мнению эксперта, удаленная работа мешает развитию командной работы и soft skills. Один из образовательных трендов -- тенденция векторного образования для подготовки узких специалистов, по мнению Григорьевой, только усилит провал soft skills. Из обязательных hard skills она отмечает навык работы с «большими данными», без которых сегодня невозможно трудоустройство в финансовом секторе.

Директор по персоналу «СОГАЗ-Мед» Ксения Шарова добавила, что «работодатели адаптируются к качеству выпускников, но, к сожалению, выпускники даже самых лучших вузов не всегда понимают, что выпуск из вуза – это только первая стадия обучения».

А проректор по развитию «Московского университета имени С.Ю. Витте» Владимир Ермолаев считает, что разрыв между банковскими организациями и вузами можно решить включением в образовательные траектории университетов технического задания от банков-работодателей. Он привел кейсы сотрудничества с некоторыми банками, уже реализованные в его вузе.

Отрыв теории от практики, по мнению профессора Финансового университета Михаила Левашова связан с тем, что в академической среде KPI преподавателя связан с количеством его научных публикаций, а не качеством самой преподавательской работы. Этот тезис вызвал оживленное обсуждение среди участников и слушателей. В результате, встреча продолжилась на полчаса дольше заявленного регламента.

Подводя итоги дискуссии, президент АРБ Гарегин Тосунян отметил разницу в оценке жизненного цикла академических знаний и рыночной ситуации: «Цикл академических знаний иногда достигает свыше 100 лет. А рыночная ситуация, как мы видим, очень изменчива. Те практические навыки, о которых мы говорим сегодня, возможно, уже через 5 лет с учетом развития финтеха просто потеряют свою актуальность или трансформируются во что-то иное», – резюмировал глава АРБ.

По мнению Тосуняна, для решения этой задачи важно сохранять коммуникацию между высшей школой и самим рынком в разных форматах, включая дополнительное образование, мастер-классы практиков, проведение профильных дней карьеры, чтобы сами студенты видели, какие навыки от них будут ждать.

В Открытой дискуссии приняли участие 75 вузов со всей страны, включая 13 коллективных трансляций из аудиторий. Запись Открытой дискуссии и презентации докладчиков доступны в нашем видеоархиве : https://arb.ru/arb/videos/10538399.

 

Департамент общественных связей АРБ


Наши проекты