Прогноз по рынку новых легковых автомобилей сформирован с построением трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного.
Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказали негативное влияние следующие факторы.
1. Санкции.
После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. В частности, был запрещен ввоз микроэлектроники и комплектующих для автомобильной промышленности из стран, которые ввели санкции. Российские заводы АвтоВАЗ на производственных площадках в Тольятти и Ижевске, Renault в г. Москва, Hyundai-Kia в г. Санкт-Петербург, Nissan в г. Москва, Toyota в г. Санкт-Петербург, «Автотор» в г. Калининград, «Мазда Соллерс» во Владивостоке, «ПСМА РУС» в Калужской области, Volkswagen Group Rus на площадках в Калуге и Нижнем Новгороде, УАЗ и ряд других предприятий с конца февраля - начала марта были вынуждены приостанавливать свое производство в связи с перебоями в поставках комплектующих.
Начиная с 6 июня 2022 г. АвтоВАЗ планирует перейти на 4-дневную рабочую неделю. Кроме остановки производства, многие зарубежные автомобильные бренды (Nissan, Toyota, Mitsubishi Volkswagen, Mazda, Skoda, BMW, Mercedes-benz, Audi, Jaguar, Land Rover, Lexus и др.) временно прекратили поставки импортируемых автомобилей в РФ. В середине марта Европейским союзом, США было введено эмбарго на поставки в Россию предметов роскоши, в том числе дорогих автомобилей. В начале апреля подобное эмбарго было ведено в Японии.
2. Локдауны из-за COVID-19 в Китае.
Ограничения в связи с пандемией COVID-19 в Китае в течение 2022 г. могут привести к перебоям поставок, комплектующих для российского завода Haval и других производителей на территории РФ, использующих автокомпоненты китайского производства, сокращению импорта китайских автомобилей в Россию. Все это приведет к новым простоям производства и увеличению дефицита автомобилей на российском рынке.
3. Ухудшение макроэкономической ситуации в России. Санкции оказали негативное влияние на макроэкономические показатели. По прогнозам ЦБ, российский ВВП в 2022г. может сократится на 8-10%.
Темп инфляции в РФ в апреле 2022 г., по данным Росстата, составил 17,8%. По итогам 2022 г. Минэкономразвития РФ прогнозирует инфляцию на уровне 17,5%. Рост инфляции приводит к снижению реальных доходов населения и падению совокупного спроса в экономике. Часть покупателей отложат крупные покупки (включая приобретение автомобиля).
Негативно скажется на автомобильном рынке подорожание автокредитов в связи с увеличением ключевой ставки Банка России по сравнению с 2021 годом. С 29 апреля 2022 г. данная ставка составляет 14%. По информации Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в апреле 2022 г. в России было выдано 20,8 тыс. автокредитов, что на 80,7% меньше чем в апреле 2021 г.
Одновременно с автокредитами подорожал и автомобильный лизинг, что негативно отразилось на покупках автомобилей юридическими лицами.
4. Рост цен на новые автомобили.
В связи с усложнением логистических цепочек поставок и дефицитом комплектующих для их производства, происходит существенный рост цен на новые легковые автомобили. На фоне падающих реальных доходов населения это приведет к дальнейшему падению спроса на рынке новых легковых автомобилей.
5. Прекращение действия государственных программ.
23 марта 2022 г. глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что правительство России не планирует перезапускать государственные программы льготного автокредитования и лизинга.
Учитывая, что данные программы существенно поддержали рынок в предыдущие годы, их прекращение станет дополнительным фактором, способствующим снижению продаж новых легковых автомобилей.
6. Повышение стоимости владения автомобилем.
В 2022 г. существенно выросли цены на запчасти, шины и т.д. Рост стоимости владения может негативно повлиять на принятие решений о покупке новых автомобилей в 2022 г.
7. Насыщенный рынок подержанных легковых автомобилей. За последние несколько лет в РФ
сформировался разнообразный парк подержанной техники. В период кризиса часть потребителей переключатся с покупки новых автомобилей на приобретение подержанных, в том числе завезенных по «серому» импорту. При этом количество предложений подержанных автомобилей на рынке может постепенно сокращаться, так как после продажи подержанного автомобиля, его бывшему владельцу станет проблематично приобрести новый.
Тем не менее, существуют факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке новых легковых автомобилей в 2022 г.
1. Легализация параллельного импорта. 6 мая 2022 г.
Минпромторг России опубликовал перечень автомобилей и запчастей доступных для параллельного импорта, без разрешения правообладателя. В перечень разрешенных брендов попали Land Rover, Jaguar, Bentley, Hummer, Tesla, Mercedes-Benz, Maybach, Lexus, Infiniti, Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Porsche, Rolls-Royce, Maserati, Bugatti, Toyota, Volkswagen, Skoda, BMW, Renault, Audi, MINI и Nissan. Параллельный импорт обеспечит приток иностранных автомобилей на российский рынок, однако, в связи с логистическими сложностями объемы поставок в текущем году будут невысокими и не приведут к существенному росту рынка.
2. Сохранение российских, южнокорейских и китайских брендов на рынке.
Южнокорейские и китайские бренды планируют продолжать поставки и производство автомобилей в России. Несмотря на то, что они столкнулись с логистическими проблемами при осуществлении импорта автомобилей и комплектующих, эти компании намерены остаться на российском рынке и осуществлять продажи. АвтоВАЗ планирует продолжить производство популярного автомобиля Renault Duster под брендом LADA, и сохранит производство простых комплектаций автомобилей собственного модельного ряда. УАЗ продолжит собирать простые комплектации моделей автомобилей Patriot и Hunter.
Базовый сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 г.
АвтоВАЗ продолжит производство простых комплектаций автомобилей и начнет производство Renault Duster под брендом LADA в 4 квартале 2022 г. в небольших объемах (до 800 автомобилей в месяц). Южнокорейские и китайские бренды во 2 полугодии 2022 г. смогут наладить логистические цепочки для поставок автомобилей и комплектующих в Россию и сохранят объемы продаж на уровне или чуть ниже апрельских показателей. Легковые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозится в страну по параллельному импорту в небольших объемах. Российская экономика до конца 2022 г. будет находится в депрессивном состоянии, но без резких спадов.
Оптимистичный сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 г., но будут постепенно смягчаться. АВТОВАЗ нарастит производство простых комплектаций автомобилей и начнет выпуск Renault Duster под брендом LADA в 4 квартале 2022 г. в существенных объемах (свыше 800 автомобилей в месяц). Южнокорейские и китайские бренды во 2 полугодии 2022 г. смогут наладить логистические цепочки для поставок автомобилей и комплектующих в Россию и немного нарастят объемы продаж и производства на территории РФ по сравнению с апрельскими результатами, хотя и не смогут выйти на показатели января – февраля. Легковые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозится в страну по параллельному импорту в небольших объемах. Российская экономика до конца 2022 г. будет находится в депрессивном состоянии, но с улучшением ряда макроэкономических показателей во второй половине года относительно марта-апреля.
Пессимистичный сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 г. и будут ужесточаться. АВТОВАЗ сократит производство даже простых комплектаций автомобилейиз-за недостатка комплектующих, а выпуск Renault Duster под брендом LADA в 2022 г. не начнется.
Южнокорейские и китайские бренды во 2 полугодии 2022 г. будут сталкиваться с трудностями припоставках автомобилей и комплектующих в Россию и существенно сократят объемы продаж ипроизводства на территории РФ. Легковые автомобили, поставки которых на территорию РФзапрещены, будут завозиться в страну по параллельному импорту в незначительных объемах.
Российская экономика до конца 2022 г. будет находится в депрессивном состоянии, с ухудшениеммакроэкономических показателей во второй половине года относительно марта-апреля.
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легковых автомобилей в 2022 г. снизятся на66,95% по сравнению с 2021 г. и составят 454,1 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращениепродаж составит 65,69%, по пессимистичному – 73,92%.
Прогноз рынка новых легковых автомобилей до 2022 г., тыс. ед.