Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

ЛИЗИНГ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. КЫРГЫЗСТАН – РОССИЯ

A A= A+ 20.06.2022

Вот уже 30 лет в новой истории постсоветского пространства Россию и Киргизию связывают отношения взаимовыгодного сотрудничества и дружбы. Двусторонние дипломатические отношения были установлены в марте 1992 г., а уже в июне того же года был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

КЫРГЫЗСТАН – РОССИЯ: Россия является стратегическим партнером Киргизии, занимая первое место во внешнеторговом обороте Кыргыз- стана по итогам 2021 г. Товарооборот в 2021 г. составил почти 2,5 млрд долл. Страны ориентированы на дальнейшее расширение и укрепление связей: «Мы всегда готовы и заинтересованы во взаимном сотрудничестве с Российской Федерацией по всем направлениям», – заявил президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров в ходе двусторонней встречи с президентом России Владимиром Путиным в мае 2022 г. Особое значение имеет наращивание интеграционного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), председательствует в котором в 2022 г. Кыргызская Республика, особенно в рамках реализации совместных инвестиционных проектов в промышленной и энергетической областях. Российская Федерация привлекательна для Кыргызстана поставками промышленных товаров, топливно-энергети- ческих ресурсов, медицинской, фармацевтической и химической продукции, лесоматериалов, машин и оборудования, ветеринарных препаратов, а также новых технологий. Развитию инвестиционного сотрудничества способствует также Российско-киргизский фонд развития, созданный в 2014 г. для содействия экономическому сотрудничеству двух стран. Наряду с финансированием со стороны банковского сектора и фондов развития особое значение в рамках развития евразийского сотрудничества приобретает лизинг. О развитии лизинговой отрасли на рынке ЕАЭС журналу «Банковское дело» рассказали старший вице- президент ТПП Кыргызстана Р. П. Касымов и председатель подкомитета по лизингу ТПП РФ, генеральный директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Е. М. Царев. Главная дорога БД: Какие направления лизинга наиболее востребованы лизингополучателями? Р. К.: В 2021 г. в лизинг в Кыргызстане были предоставлены раз- личные виды имущества, при этом на долю сельскохозяйственной техники пришлось 43% от общего объема лизинга, строительно- дорожной техники — 37,6%, зданий и инженерных сооружений – 0,3%, транспортных средств – 10%. За последние 5 лет существенно увеличились объемы сделок по финансовой аренде зданий и сооружений и строительно-дорож- ной техники (в 67 и 12 раз соответственно), в то время как объе- мы сделок по финансовой аренде сельскохозяйственной техники и транспортных средств выросли лишь в 1,5 раза. Финансовая арен- да зданий и сооружений и строительно-дорожной техники – отно- сительно новые направления лизинга, их доля в общем объеме сде- лок постепенно увеличивается. Е. Ц.: Предполагаю, что спро- сом будет пользоваться все обо- рудование для малого и среднего бизнеса. В связи с санкционной политикой возможны рост без- работицы и возникновение дефи- цита основных потребитель- ских товаров. Государство будет вынуждено поддерживать раз- витие малого и среднего бизнеса. А для малого и среднего бизнеса лизинг – уникальная возможность стартапа, зачастую единственная. 

О развитии лизинговой отрасли на рынке ЕАЭС журналу «Банковское дело» рассказали старший вице-президент ТПП Кыргызстана Р. П. Касымов и председатель подкомитета по лизингу ТПП РФ, генеральный директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Е. М. Царев.

Главная дорога
БД: Какие направления лизинга наиболее востребованы лизингополучателями?
Р. К.: В 2021 г. в лизинг в Кыргызстане были предоставлены различные виды имущества, при этом на долю сельскохозяйственной техники пришлось 43% от общего объема лизинга, строительнодорожной техники — 37,6%, зданий и инженерных сооружений – 0,3%, транспортных средств – 10%.
За последние 5 лет существенно увеличились объемы сделок по финансовой аренде зданий и сооружений и строительно-дорожной техники (в 67 и 12 раз соответственно), в то время как объемы сделок по финансовой аренде сельскохозяйственной техники и транспортных средств выросли лишь в 1,5 раза. Финансовая аренда зданий и сооружений и строительно-дорожной техники – относительно новые направления лизинга, их доля в общем объеме сделок постепенно увеличивается.
Е. Ц.: Предполагаю, что спросом будет пользоваться все оборудование для малого и среднего бизнеса. В связи с санкционной политикой возможны рост без-работицы и возникновение дефицита основных потребительских товаров. Государство будет вынуждено поддерживать развитие малого и среднего бизнеса.
А для малого и среднего бизнеса лизинг – уникальная возможность стартапа, зачастую единственная.

ЕАЭС – площадка для развития евразийского лизинга
БД: Экономическая и политическая ситуация, санкции оказывают значительное воздействие на развитие лизинга на пространстве ЕАЭС. Какие первоочередные задачи нужно решить, чтобы отрасль стала драйвером развития промышленности и импортозамещения? Какие точки роста для отрасли вы видите в нынешней ситуации?
Р. К.: Со времени вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС реэкспорт товаров потерял конкурентные преимущества, предприниматели стали постепенно ориентироваться на производственный сектор экономики, и доля в ВВП производственного сектора экономики стала расти, соответственно, возникла необходимость в приобретении и обновлении основных фондов.
Текущая экономическая ситуация позволяет развивать лизинг как финансовый инструмент, направленный на повышение эффективности производственных секторов экономики.
Е. Ц.: Эти задачи постепенно решаются в процессе формирования единого рынка лизинга в рамках единого рынка услуг ЕАЭС.

Лизинг – это инвестиции в основные фонды. Поэтому главный вопрос – эффективное обеспечение права собственности лизинговой компании на оборудование до окончания срока лизинга, а также обеспечение возвратности инвестированных средств.
БД: Какие точки роста для отрасли вы видите в нынешней ситуации?

Р. К.: Точки роста – в поэтапном устранении сдерживающих факторов, например, совершенствование законодательства в сфере лизинга, развитие автолизинга, внедрение программ субсидирования. 
БД: Какие направления развития лизинга между странами могут стать направлениями развития отрасли на пространстве ЕАЭС?
Е. Ц.: Развитие кооперационных проектов в различных отраслях, в первую очередь тех, где решается задача импортозамещения: в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, автомобилестроении, судостроении, фармацевтической промышленности.


Лизинг без барьеров
БД: Каковы основные приоритеты для создания безбарьерной среды?

Е. Ц.: Главный приоритет – институциональная основа единого рынка услуг ЕАЭС:
■ имплементация положений ЕАЭС и решений Высшего евразийского экономического совета в законодательство стран ЕАЭС, административное сотрудничество, автоматическое признание разрешений и квалификаций персонала субъектов предпринимательства;
■ либерализация внутреннего регулирования как инструмент предотвращения и устранения препятствий для свободного движения услуг и осуществления предпринимательской деятельности;
■ реализация потенциала конкуренции юрисдикций и взаимных трансграничных перетоков субъектов предпринимательства, услуг и инвесторов между странами Союза.


Лизинг – это инвестиции в основные фонды.
Главный приоритет – институциональная основа единого рынка услуг ЕАЭС.
БД: Кроме санкционных ограничений – что служит сдерживающими факторами для развития
межстранового лизинга на пространстве ЕАЭС?

Р. К.: Отсутствие длинных и дешевых финансовых ресурсов. Стоимость внутренних ресурсов высокая, это накладывается на
фактор роста стоимости самих предметов лизинга и выступает сдерживающим фактором.
Е. Ц.: Переживаемый нами кризис не имеет аналогов в истории, вызван неэкономическими причинами и сопровождается масштабными военными действиями и санкциями. Поэтому для РФ сейчас остро стоит вопрос глобальной промышленной реновации основных средств и производственных мощностей предприятий, введенных в эксплуатацию еще в советский период; уход от сырьевой экономики; развитие обрабатывающих отраслей; максимальное и быстрое импортозамещение. Все это требует обновления действующих производств и организации новых. Это все вопросы развития материальной базы экономики, основных фондов.
Соответственно усиливается востребованность и кооперационных проектов в приоритетных отраслях на территории ЕАЭС и
лизинга в целом как инструмента прямых капиталовложений.

БД: Что нужно для дальнейшего развития отрасли?
Е. Ц.: Чтобы развить трансграничный лизинг ЕАЭС, коопера\ционные проекты, важны следующие условия:
■ вновь вводимые нормативные акты государств – членов ЕАЭС в сфере лизинга не должны противоречить принципам и
нормам Договора ЕАЭС;
■ необходимо пресекать возможные инициативы по введению на национальных рынках стран – членов ЕАЭС новых ограничительных мер, запрещенных договором ЕАЭС;
■ должна быть обеспечена реализация права собственности лизинговых компаний на свое оборудование на всей территории
ЕАЭС.
И, конечно, важнейший вопрос – источники фондирования лизинговых операций. На национальном уровне в РФ в целях наращивания кредитного портфеля МСП необходимо обеспечение кредитной поддержки самих банков, в том числе и региональных, их дополнительная капитализация.
Необходима организация отраслевых институтов развития и поддержки на основе опыта работы Фонда развития промышленности РФ, широкого использования механизма лизинга при каждом федеральном министерстве. Нужно разработать механизм участия в программах лизинговых компаний стран ЕАЭС при условии участия лизингодателей РФ в аналогичных программах в странах Союза. Необходимо использовать механизмы льготного финансирования совместных лизинговых проектов с привлечением возможностей Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития.
Веление времени – поддержка развития малого и среднего бизнеса как средство от дефицита основных потребительских товаров и безработицы; популяризация лизинга для МСП как реальной возможности МСП для старта и рестарта своего бизнеса; максимальное привлечение МСП в лизинг.
БД: Насколько страны ЕАЭС заинтересованы в лизинге?
Е. Ц.: Лизинг – это эффективный инструмент прямых инвестиций. Поэтому страны ЕАЭС в нем заинтересованы. Среди основных факторов устойчивого развития лизинговой отрасли можно назвать стабильную нормативную базу; развитие нормативной базы лизинга, не допускающее невыполнение странами обязательств в рамках ЕАЭС; недопущение ужесточения правил ведения лизингового бизнеса по сравнению с правилами, действовавшими на момент подписания Договора ЕАЭС; стабильные и единообразные судебную практику и правоприменение на всей территории ЕАЭС; защищенное право собственности на лизинговое имущество; доступное финансирование лизинговых проектов.

 Необходимо использовать механизмы льготного

финансирования совместных лизинговых проектов

с привлечением возможностей Евразийского банка развития

и Евразийского фонда стабилизации и развития.


БД: Нужно ли проводить специальные мероприятия по повышению финансовой, в частности лизинговой, грамотности среди предпринимателей?
Р. К.: Однозначно нужно. Лизинг в Кыргызской Республике проходит стадию становления, и вопросы повышения грамотности очень актуальны. Несмотря на достаточную финансовую грамотность руководителей банков в Кыргызстане, далеко не все из них понимают преимущества лизинга как для представителей бизнеса, так и для самих банков.
Мероприятия по повышению лизинговой грамотности необходимо проводить даже среди сотрудников финансовой сферы.
Среди предпринимателей тем более необходимо. Чем лучше предприниматели будут осведомлены о преимуществах и возможностях лизинга, тем выше будет спрос на лизинговые сделки и тем сильнее будет заинтересованность самих банков направлять ресурсы в эту сферу.
Е. Ц.: Безусловно, необходимы популяризация лизинга, обмен информацией, передовым опытом, нужны семинары, конференции, круглые столы, бизнес-миссии и другие формы общения участников отрасли.

 

Лизинг в Кыргызской
Республике проходит стадию
становления, и вопросы повы
шения грамотности очень акту
альны.

 

 


Наши проекты