Росстат опубликовал экономические индикаторы за июль. По оценке Минэкономразвития, спад ВВП в июле замедлился до -4,3% (г/г) после -4,9% (г/г) в июне, а за 7М22 экономика сократилась на 1,1%. Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в июле также замедлил падение – до -3% (г/г) против -4,7% в июне.
Улучшение в июле отмечается в промышленности (в добывающих секторах продолжается рост за счет добычи нефти, а в обрабатывающих замедлился спад), положительная динамика сохраняется в сельском хозяйстве, ускорился рост в строительстве. Несколько замедлился спад потребительского спроса, хотя сокращение оборота розничной торговли еще остается глубоким (-8,8%), и оперативная статистика не дает оснований ожидать существенного улучшения ситуации в августе. Безработица пока сохраняется на рекордно низком уровне (3,9%) при ускорении роста номинальных зарплат и замедлении их спада в реальном выражении, но Росстат сообщает о показателях неполной занятости, простоев и отпусков без сохранения зарплаты в отдельных секторах. Вместе с тем углубился спад в оптовой торговле (-25,4% (г/г)), слабой остается динамика грузооборота, прежде всего, за счет трубопроводного транспорта (экспорт газа в ЕС).
Главным сюрпризом представляется рост инвестиций в основной капитал – во 2Q он продолжился (+4,1%), а в целом за 1П22 составил 7,8%. Картина наращивания предприятиями инвестиций в основной капитал на начальных этапах экономического спада абсолютно нетипична ни для одного из экономических кризисов в России (2008-2009, 2015, 2020 гг.). Немаловажно, что это происходит при сильном сокращении импорта инвестиционных товаров (вице-премьер А. Белоусов оценивает его в 17-20%).
Данные говорят в пользу пересмотра прогноза ВВП за этот год в сторону повышения (наши оценки до выхода статданных – -4-5%). В то же время ближе к концу года и в будущем году могут проявиться новые негативные факторы. Прежде всего, это отложенный срок введения ЕС частичного эмбарго российской нефти и нефтепродуктов (декабрь текущего и февраль будущего года) и запрет европейским компаниям перевозки и страхования российской нефти по всему миру. Альтернативой эмбарго может стать потолок цен на российскую экспортную нефть, нефтепродукты и, возможно, газ – эти идеи сейчас обсуждают страны G7 и ЕС. Это должно сократить финансовые поступления в Россию от продажи российской нефти и нефтепродуктов. Инвестиции, скорее всего, не удержат положительную динамику и перейдут к снижению, которое более явно проявится в начале будущего года. Дополнительное давление на спрос на сырьевые товары российского экспорта может оказать ожидаемая стагнация мировой экономики с риском перехода в рецессию.
Ознакомьтесь с полной версией материала.
|