Большинство россиян (82%) за последние месяцы сталкивались с попытками мошенничества. В апреле эта доля составляла 58%[1]. Самые распространенные попытки мошенничества, с которыми встречался каждый второй – это предложения в интернете заработать на «инвестициях» (55%), а также звонки от сотрудников «банка» или «правоохранительных органов» (54%). Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ[2].
82% россиян указывают, что за последние месяцы в их отношении была совершена как минимум одна попытка мошенничества. В большей степени об этом говорят жители ЦФО (86%), молодые люди от 18 до 24 лет (89%) и работающие россияне (86% против 75% нетрудоустроенных).
ТОП-5 самых распространенных мошеннических схем, с которыми сталкиваются россияне:
Предложения в интернете заработать на так называемых «инвестициях», например, через вложение денег в криптовалюту, технологии, покупку валюты и т.д. О таких предложениях заявляют 55% опрошенных. Чаще всего жители ЮФО и СКФО (64%), молодежь 18 – 24 лет (66%), мужчины (60%).
Звонки представителей «банка» или «правоохранительных органов» с целью выведать данные карты или получить доступ к личному счету. С этим сталкивались 54% россиян, преимущественно жители ЦФО (63%), россияне старшего возраста (58% среди опрошенных от 45 до 54 лет) и респонденты с высшим образованием (63%).
Сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки, которые могут заблокировать цифровое устройство с условием разблокировки после оплаты или украсть персональные данные, в том числе данные банковского счета. О получении таких сообщений заявляют 39% россиян. Чаще всего жители ПФО (45%), респонденты от 35 до 44 лет (43%), квалифицированные специалисты (51%).
Предложения получить выплату или компенсацию от государства, для оформления которой нужно сообщить данные карты или другую личную информацию. Подозрительные предложения подобного рода встречали 39% опрошенных, в большей степени это жители СФО и ДФО (45%), россияне от 45 до 54 лет (42%), мужчины (43% против 36% женщин).
Просьбы о переводе денег, например, для помощи знакомым, оформления выигрыша. С этим сталкивались 36% россиян. Прежде всего респонденты из ПФО (47%), молодежь от 18 до 24 лет (42%), представители технического или обслуживающего персонала (41%).
Также россияне говорят о других случаях попыток мошенничества.
29% опрошенных сталкивались с мошенниками при покупке или продаже какого-либо товара в интернете, когда продавец, получив деньги, не отправлял товар, или покупатель просил отправить товар, но не платил за него или прислал фальшивую ссылку на оплату.
22% россиян попадали на фишинговые сайты. Это поддельные страницы известных маркетплейсов, магазинов или брендов, где при оформлении заказа просят указать свои данные и данные банковской карты, а мошенники, получив эту информацию, используют ее для списания средств.
По данным аналогичного исследования в апреле 2022 года, 58% жителей нашей страны сталкивались с теми или иными видами мошенничества. Таким образом, доля россиян, заявляющих о попытках мошенничества, за последние полгода выросла на 24 п.п. с 58% до 82%.
Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:
«Всплеск мошенничества всегда случается в периоды социально-экономических изменений. Во время перемен люди часто теряют бдительность, эмоционально принимают решения и на этом фоне мошенники чувствуют себя как рыба в мутной воде. Вариативность мошеннических подходов, которые мы видим сегодня, демонстрирует высокую адаптивность злоумышленников к новым условиям. С развитием технологий совершенствуются используемые ими каналы и подходы, россияне должны этому отвечать: расширять зону собственной финансовой безопасности и совершенствовать образовательную траекторию. Изучение финансовой грамотности сегодня должно тесно переплетаться с цифровой».
Методология: всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в октябре 2022 г. Опрошены 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует взрослое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Аналитческий центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса
НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.
Таблица 1. «Сталкивались ли вы за последние месяцы с попытками мошенничества?», в % от всех опрошенных
|
% |
Да |
82 |
Нет |
18 |
Таблица 2. «С какими из перечисленных попыток мошенничества вы сталкивались за последние месяцы», в % от всех опрошенных*
|
% |
Вам поступило предложение заработать в интернете на так называемых “инвестициях” (напр., через вложение денег в криптовалюту, технологии, валюты и пр.), а на самом деле это мошенники или финансовая пирамида |
55 |
Вам звонили мошенники и представлялись "банком" или "правоохранительными органами" с целью выведать данные карты или получить доступ к вашему счету |
54 |
Вы получали сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки |
39 |
Вы встретили предложение получить выплату или компенсацию от государства, для оформления которой нужно сообщить данные карты или другую личную информацию |
39 |
Вас просили перевести деньги (например, для помощи знакомым, оформления выигрыша и т.п.) |
36 |
Вы сталкивались с мошенниками при покупке или продаже какого-либо товара в интернете. Продавец, получив деньги, не отправлял товар, или покупатель просил отправить товар, но не платил за него или прислал фальш ссылку на оплату |
29 |
Вы зашли на поддельный сайт (напр., магазина), на котором при оформлении заказа нужно указать свои данные и данные банковской карты, а мошенники, получив эту информацию, используют ее для кражи денег |
22 |
*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность
выбрать несколько вариантов ответов
[1] Более половины россиян сталкивались с телефонными или интернет-мошенниками за последний месяц. Подробнее: https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-stalkivalis-s-telefonnymi-ili-internet-moshennikami-za-posledniy-mesyats/
[2] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в октябре 2022 г. Опрошены 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует взрослое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.