Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Маленькие да удаленькие: как победить низкую процентную ставку для МСП?

A A= A+ 08.11.2022

В то время, как топ-банки лидируют благодаря низким ставкам и участию в госпрограммах, малые могут занять свободные ниши и прекратить кредитование «плохих» клиентов.

О том, как — рассказывает Антон Купринов, исполнительный директор Фонда Содействия Кредитованию Малого Бизнеса Москвы.

Итоги первого полугодия преподнесли сюрприз: по данным исследования Эксперт РА, укрепить позиции на рынке удалось по факту только банкам, специализирующимся на обслуживании МСБ. Изменился ли в этом году расклад на рынке кредитования МСБ?

Антон Купринов: Не слишком: рост объёмов кредитования МСБ по-прежнему происходил за счёт крупных банков. Они, во-первых, выполняют спущенные сверху госзадачи, во-вторых, вошли во вкус, перестав считать малый бизнес маргиналами и научившись более корректно оценивать таких заёмщиков.

Примечательно, что ни во время пандемии, ни в текущем году не было зафиксировано серьезных дефолтов по кредитам МСБ. Есть и отложенный эффект, тоже представляющий интерес для банков, — российским предприятиям сейчас приходится замещать выбывающие с рынка зарубежные. Если справятся с задачей — в перспективе могут рассчитывать на повышение статуса в глазах кредиторов.

Помимо этого, крупные банки могут предложить лучшие ценовые условия благодаря гос субсидиям и тем самым обеспечивают себе переток клиентов. Ставка у них не превышает 4–6%, у небольших же банков может достигать 20% и выше.

—   Каков топ-3 актуальных для этого года рисков, связанных с кредитованием МСБ?

А. Купринов: Основной — использование компаниями различных схем налоговой оптимизации. Второй риск — изменение структуры поставщиков. Бизнес вынужден заново выстраивать логистические цепочки, переориентироваться на азиатских партнеров. Запрос на дополнительные кредиты увеличивается — параллельно с вероятностью дефолтов.

Третий риск — дефолты по госзаказам. Возможны два варианта: нежелание соблюдать условия со стороны госзаказчика, либо ошибка предприятия-поставщика в силу нерасторопности или некомпетентности. Этот риск уже имеет смысл постоянно держать в поле зрения.

— Есть ли способы нивелировать эти риски?

Антон Купринов: Первый риск надо либо принимать, либо отказываться от кредитования малого бизнеса.

По второму пункту основной инструмент — перманентный мониторинг ситуации с каналами поставок. Особенно актуально для тех, кто специализируются на конкретных отраслях, например, на финансировании автоимпорта.

В третьем случае единственный вариант — изучение структуры госзаказчиков, их поведения и отношения к поставщикам, сбор информации о качестве платежей. Данных для анализа достаточно и в судебных делах, и в реестрах госконтрактов. Например, нехорошим признаком могут быть постоянные расторжения заказчиком госконтрактов.

— Не секрет, что большая часть «плохих» кредитов МСБ приходится на небольшие банки. Есть ли решения, способные ликвидировать технологический разрыв топов и малых банков?

Антон Купринов: На самом деле технологический разрыв — это миф. Главное, что мешает малым банкам играть наравне с крупными, — размер ставки. Плюс выше давление на капитал, строже проверки со стороны ЦБ, постоянные проблемы с докапитализацией.

Но есть и козыри. Малые банки готовы принимать более высокие риски, работать с менее прозрачными компаниями и тратить при этом больше времени на анализ их финотчётности. Они менее привередливы в плане структуры сделки — готовы, например, отказаться от полного набора поручителей.

Специалисты ближе к клиенту, у них больше возможностей вовремя распознать их потребности. Исходя из этого главным направлением для инвестиций должны стать решения на базе ИИ для повышения качества скоринга.

Есть и ещё одна, пока незанятая, ниша для малых банков — оказывать заёмщикам содействие в подготовке финансовой документации, повышая их шансы на получение кредита. У небольших компаний, как правило, нет финансового менеджера, способного качественно подготовить документы для банка и внятно объяснить концепцию денежных потоков.

Есть идея создать сервис, возможно, на платформе МСП, под условным названием «Отказники». При согласии клиента, получившего отказ в кредите, его данные попадут в общую базу, и заинтересованные в расширении клиентуры банки смогут их на этой платформе подхватывать, как минимум, оказывая содействие в доработке заявки на кредит.

Помимо прочего, такая помощь малым предприятиям обеспечит банкам и своеобразный туз в кармане: встав на ноги, компания сможет брать и более дорогие кредиты у того, кто дал им путёвку в жизнь.

Также малым банкам надо искать возможности удешевления ресурсов. Когда ситуация в экономике стабилизируется, можно будет обратить внимание на облигационные займы. Пока это довольно дорого, однако из-за перекрытия большинства инвестканалов количество потенциальных инвесторов растёт. И если удастся найти баланс, эмитенты облигаций получат альтернативные источники финансирования, более дешёвые, чем кредиты.

Ещё могу рекомендовать обратить внимание на цифровизацию мелкого кредитования, чтобы за его счёт набирать объёмы в этом сегменте.

— Можете привести примеры успешных программ гарантийной поддержки МСБ?

Антон Купринов: Пожалуй, самой успешной стала программа портфельных, или зонтичных, поручительств, которую реализует Корпорация МСП со своими партнёрами. Кредиты выдаются на небольшие суммы, Корпорация при этом не рассматривает каждую сделку, а сразу покрывает портфель кредитов МСБ, что в разы ускоряет процесс и масштабирует работу.

К слову, по итогам трёх кварталов 2022 года был зафиксирован почти трехкратный рост количества выданных поручительств по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

 

Источник: Телеграм-канал «Купринов на связи»

 


Наши проекты