Спикер: Дмитрий Тарасов, руководитель Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Росельхозбанка
Наиболее вероятное решение - оставить ставку неизменной или незначительно снизить ее. Причина в том, что, как отмечает сам Банк России, нынешнее значение является оптимальным в текущей ситуации и соответствует балансу проинфляционных и дезинфляционных факторов.
К проинфляционным относится индексация тарифов на газ, электричество и водоснабжение, которая воздействует на цены на большинство товаров и услуг. Также возможно ослабление рубля на фоне прогнозирующегося снижения сальдо операций по внешнеторговому балансу. К факторам более длительного действия следует отнести расширение эмиссии для финансирования расходов бюджета и увеличения объема социальных выплат (например, 13-я пенсия и выплаты на детей), а также роста зарплат. Самым значимым проинфляционным фактором будет сохраняющееся снижение потенциального выпуска продукции в экономике из-за санкций и дефицита квалифицированной рабочей силы.
К дезинфляционным факторам можно отнести невысокий уровень потребительской уверенности, снижение инфляционных ожиданий, замедление темпов потребительского кредитования (в том числе под воздействием регуляторных мер). Кроме того, в марте 2023 года накопленные темпы инфляции резко снизятся до уровня примерно 5,5%. В виду этого, существует возможность опережающего снижения ключевой ставки на 0,25-0,5%, даже в случае некоторого ускорения инфляции в период новогодних праздников.
С одной стороны, экономика во многом адаптировалась к текущей ситуации, а с другой, решения по ключевой ставке обоснованы и взвешены с учетом всех текущих и прогнозируемых факторов, поэтому мы не ожидаем значительных изменений в экономической активности. В ряде отраслей даже наблюдается рост выпуска продукции, что может привести к росту кредитования корпоративных клиентов на фоне увеличения спроса на оборотные средства, а небольшие изменения ключевой ставки не оказывают влияния на курс рубля.
По итогам 2022 года инфляция сформируется на уровне 12,0-12,15%. В конце 1 кв. 2023 года годовая инфляция скачком замедлится до 5,5-6% из-за разового эффекта марта 2022 года, что даст возможность для дальнейшего снижения ключевой ставки.
Что касается риска разгона инфляции, то он связан целиком с монетарными факторами, и при сохранении ответственной денежно-кредитной политики будет невелик. С точки зрения насыщенности рынка, риск продовольственной инфляции в ближайшие полгода крайне низок, более того, наличие значительных товарных запасов и рост производства в АПК и пищевой промышленности являются залогом её устойчивого снижения. Учитывая развитие АПК в условиях расширения его поддержки и модернизации, можно с уверенностью смотреть в будущее, даже с учетом возможных погодных и климатических рисков сельскохозяйственного сезона 2023 года.
Возможные внеплановые заседания Совета директоров Банка России и резкие изменения ключевой ставки могут быть вызваны только внеэкономическими причинами и не могут быть спрогнозированы в рамках экономического анализа. Следует добавить, что в связи с ростом риска наступления мировой рецессии, высоким уровнем учетных ставок большинства центральных банков мира и беспрецедентно высоким уровнем инфляции на мировом финансовом рынке в 2023 году возможны значительные потрясения. Однако влияние их на российскую экономику будет очень слабым.