На заседании 23 марта ФРС единогласно приняла решение о повышении ставки на 25 б. п. до 4,75-5%, это максимальное значение ставки с 2007 года. Вчерашнее заседание ожидалось рынками с повышенной напряженностью из-за проблем в банковском секторе США и Европы. Повышение ставки на 25 б. п. рассматривалось рынком перед заседанием как основной сценарий и совпало с нашими ожиданиями, с существенно меньшей вероятностью предполагалась пауза. Программа сокращения казначейских и ипотечных бумаг на балансе ФРС (QT) также продолжится прежними темпами. Главное изменение в релизе – теперь ФРС не говорит о целесообразности дальнейших повышений ставки, а лишь упоминает, что может понадобиться «некоторое дальнейшее ужесточение ДКП», чтобы денежно-кредитная политика стала ограничительной в достаточной мере для возврата инфляции к 2%-ному целевому показателю со временем. При этом инфляция сейчас оценивается как более устойчивая, чем на предыдущем заседании, а рынок труда – как более сильный. Если 2 недели назад, до банковского кризиса, Пауэлл и многие руководители ФРС заявляли, что эти факторы говорят в пользу необходимости более высокого уровня пика процентной ставки, чем предполагал медианный декабрьский прогноз ФРС (5-5,25%), то сейчас этот прогноз сохранен. Т.е. новый прогноз предполагает еще одно повышение ставки на 25 б. п. (вероятно, на ближайшем майском заседании) и ее сохранение на этом уровне до конца года, а затем – снижение в 2024 году. Объяснение – ситуация в финансовом секторе, вероятно, приведет к ужесточению кредитных условий для домохозяйств и предприятий и ослабит экономическую активность, рынок труда, и инфляцию, т.е. «доделает» ту работу, которую в отсутствие банковского кризиса пришлось бы делать ФРС путем повышения ставки. Однако, по словам Пауэлла, неопределенность заключается в том, насколько значительным будет влияние кредитного сжатия на экономическую активность и инфляцию, каковы будут его масштабы и продолжительность – поэтому решения ФРС будет принимать от заседания к заседанию. Если эффект окажется недостаточным для ускорения снижения инфляции – может потребоваться более высокий уровень процентной ставки; если избыточным – вероятно, ФРС раньше приступит к снижению ставки (хотя Пауэлл вновь сообщил, что снижение ставки в этом году не входит в базовый сценарий).
Банковскую систему США ФРС оценивает как «надежную и устойчивую». По словам Пауэлла, серьезные проблемы возникли лишь в отдельных банках с плохим риск-менеджментом, в целом же «наша банковская система надежна и устойчива, с сильным капиталом и ликвидностью», а «средства вкладчиков находятся в безопасности», в том числе благодаря предпринятым ФРС, Минфином и FDIC мерам по поддержке ликвидности банков и восстановлению доверия к банковскому сектору. В то же время он признал необходимость усиления банковского надзора и регулирования, а также расследования причин неэффективности банковского надзора в случае с SVB.
Рынок вначале позитивно отреагировал на смягчение риторики ФРС по планам дальнейшего повышения ставки, однако затем перешел к снижению. Вероятно, этому способствовали опасения, связанные с неуверенностью ФРС во влиянии банковского кризиса на экономику и неоднозначность в высказываниях регуляторов (в том числе выступавшей вчера главы Минфина Дж. Йеллен) относительно принципов защиты депозитов вкладчиков свыше гарантированной суммы.
Ознакомьтесь с полной версией материала.
|