Видением будущего банковского аудита поделилась с нами Разина Ольга, к.э.н., профессиональный банковский аудитор, членсаморегулируемой Организации аудиторов Ассоциации «Содружество» и Ассоциации «Институт внутренних аудитов». В нашем интервью Разина Ольга рассказала о том, какие технологии и инструменты сегодня востребованы в банковском аудите, какую дополнительную ценность создает аудит для кредитных организаций.
Вы пришли в банковский аудит более 20 лет назад, как изменился аудит за эти годы?
За последние двадцать лет я наблюдаю эволюционные изменения в банковском аудите, во многом благодаря активному внедрению международных стандартов аудита, повышению практики анализа бизнес-процессов и внедрению IT технологий. Неоценимую роль в распространении знаний в области внутреннего аудита оказывает Ассоциация «Институт внутренних аудитов», членом которой я являюсь на протяжении многих лет. Созданная Ассоциацией площадка объединяет не только профессиональных аудиторов практически из всех направлений бизнеса, но и позволяет аудиторам активно обмениваться опытом в развитии функции внутреннего аудита в нашей стране. Для внешних аудита такая площадка создана на базе саморегулируемой Организации аудиторов Ассоциации «Содружество», являющейся частью международной федерации аудиторов и бухгалтеров - IFAC.
Ваш многолетний опыт в крупных и малых банках позволяет увидеть базовые различия в функциях внутреннего аудита. Какие проблемы для внутреннего аудита являются наиболее актуальными?
Сегодня внутренний аудит генерирует новые знания о бизнесе, выявляя не только риски, но и возможности для его развития. Безусловно есть различия в практике построения внутреннего аудита в крупных и малых банках. Можно сказать, что в крупных кредитных организациях функция аудита сегодня материализовалась до уровня независимого советника по различным направлениям деятельности банка, где аудит в режиме реального времени помогает в надстройке бизнес-процессов и оцифровке существующих рисков. Современный аудит в крупных кредитных организациях является не только генератором новых знаний, навыков, компетенций и технологий, но и доверенным лицом, напрямую взаимодействующим с Комитетом по аудиту и Советом директоров. Для малых банков, к сожалению, функция внутреннего аудита пока остается формальной и отчасти дублирующей - комплаенс функцией. Фактически аудит в малых банках сегодня скорее существует, как необходимое требование со стороны регулятора. И здесь я бы выделила несколько основных причин. Во-первых, это отсутствие обязательного требования к наличию Комитета по аудиту и как следствие, недостаточность коммуникации с Советом директоров. Во-вторых – ограниченные трудовые ресурсы, как правило Руководитель Службы аудита в небольших кредитных организациях осуществляет все функции единолично, совмещая различные направления аудита. В-третьих, ограниченные материальные ресурсы на развитие функции внутреннего аудита, включая возможности для повышения квалификации персонала, внедрения дополнительных IT технологий, возможности привлечения узких специалистов для аудита на условиях аутсорсинга. Этот список можно продолжить. Мне кажется, что в малых банках – функция внутреннего аудита сегодня существует скорее формально, закрывая существующие риски профессиональными компетенциями аудитора.
Какую дополнительную ценность может создавать аудит для бизнеса?
На этот вопрос нельзя ответить односложно. Во-первых, внутренний аудит осуществляет построение карты гарантий, аккумулирующей области взаимосвязи риска с различными бизнес-процессами. Говоря более формальным языком — это система координат для развития бизнеса, где в числовой оценке отражаются риски с недостаточным или дублирующим покрытием. Во-вторых, ценность аудита проявляется в знаниях, навыках, компетенциях, которые открывают новые возможности для развития бизнеса. Взгляд менеджмента в первую очередь сфокусирован на «цифры», это может быть размер потенциального ущерба, недополученный операционный доход и пр. Взгляд внутреннего аудитора заставляет посмотреть на любую проблему иначе – выявляя корневую причину, послужившую причиной реализации риска. В-третьих, внутренний аудит — это доверенный помощник, консультант и советник для бизнеса. Это функция может проявляться на уровне анализа бизнес-проектов, создания целевых рекомендаций для оптимизации качества бизнес-процессов или нового бизнес-продукта с участием экспертизы аудита. Востребованность аудита должна отражаться не в эфемерной, а реальной ценности для бизнеса, которую можно измерить.
Вы являетесь признанным экспертом в области аудита. Автором и соавтором большого количества научных и профессиональных публикаций. Как вы считаете, на каких разработках сегодня должна концентрироваться функция внутреннего аудита в банках?
Сегодня функция внутреннего аудита сконцентрирована на разработке системы точечных индикаторов, позволяющих провести независимую оценку возможных источников риска для бизнеса. По сути, это область предиктивной аналитики. Поиск точных индикаторов для аудита – это генерация и проверка различных гипотез, поскольку без них невозможно предсказать, будет ли найден источник риска. Когда появляется гипотеза об источниках возникновения риска, проводится серия экспериментов, отрабатываются различные сценарии угроз на основе базы реализованных инцидентов риска. Так формируется основа для разработки модели оценки рисков, позволяющая в режиме реального времени использовать индикаторы потенциальных угроз и объектов повышенного риска для бизнеса. Основываясь на своем профессиональном опыте и результатах многолетних научных исследований, мною была разработана методологическая основа для адаптивной модели рисков, ориентированной на малые банки, подверженные большим рискам по сравнению с крупными кредитными организациями. Модель позволяет дать банку возможность экспертной оценки подверженности потенциальным операционным рискам. Вот очень простой пример работы от гипотезы к построению полноценной модели. Небольшой банк ежемесячно фиксирует увеличение объема поступающих жалоб от клиентов. Его задачей является поиск источников их возникновений. Гипотеза заключается в том, что предложенные индикаторы возникновения рисков, в конечном счете позволят установить причины и возможные сценарии угроз. Проводится оцифровка профиля клиента, сотрудника, совершившего операцию, продукта или услуги, реализуемой банков, дополняя характеристиками времени и места совершения операции. Далее формируется сценарий риска, который накладывается на индикатор, встраиваемый в базу уже реализованных инцидентов. В результате создается новый программный продукт, адаптированный под потребности конкретного банка и позволяющий в режиме реального времени выявить потенциальные причины жалоб. Однако в мире банковского аудита ни один продукт не является полностью универсальным, его необходимо постоянно совершенствовать по мере возникновения новых сценариев рисков для банка.
В чем определяется успешность внутреннего аудитора? Как вы соблюдаете баланс между практической работой и научными исследованиями?
Успешность внутреннего аудита определяется прежде всего качеством проведенной экспертизы. Аудитор всегда является исследователем – в этом и состоит его успешность и уникальность реализации в профессии. Кроме того, развитие аудита сегодня невозможно представить без клиентоориентированной основы, когда создание того или иного продукта является гарантией от возможных потенциальных потерь для бизнеса. Без этого аудит остается просто формальной функцией. Для себя я постоянно выстраиваю оптимальный баланс между практической работой и научными исследованиями, это позволяет сохранить основные профессиональные навыки в совокупности с теоретическими знаниями. Например, за последние 15 лет я опубликовала более 50 научных и экспертных работ, посвященных проблемам развития практики аудита. Результаты проведенных мною научных и практических исследований – это крайне востребованный продукт для консалтинговых компаний и банков, не имеющих надежной методологической основы. Но практические знания аудитора востребованы не только в банковском бизнесе, но и в науке. Мне неоднократно приходилось выступать в качестве эксперта (оппонента) на защитах кандидатских диссертаций, где требовалась профессиональная оценка уже проведенных исследований в банковской сфере. Кто как не аудитор может провести качественную экспертизу новой модели или методологии в банковской сфере.
В заключении нашей беседы не могу не задать вопрос - в чем с вашей точки зрения будет определяться будущее внутреннего аудита?
Основываясь на своем многолетнем опыте во внутреннем аудите, я уверена, что за цифровым аудитом стоит будущее профессии, так аудит будет всегда востребован основным его клиентом – менеджментом и Советом директоров. В мире внутреннего аудита все движется очень быстро - как с точки зрения идей, так и технологий его развития – чтобы активно развиваться в профессии необходимо быть всегда на шаг впереди.