Доля займов, которые россияне берут в МФО на совершение крупных покупок, за год упала в 2 раза. Самое большое снижение коснулось займов на покупку мебели, телефонов и одежды. Таковы результаты исследования финансовой онлайн-платформы Webbankir на основе более чем 100 тыс. займов, выданных за первые четыре месяца (с января по апрель) 2023 года и за аналогичный период прошлого года.
Если год назад доля займов на крупные покупки в общем объеме заявок составляла 11,2%, то сейчас она сократилась почти в 2 раза и составила 5,5%.
Более чем втрое снизилась доля займов на покупку мебели, – с 3,9% до 1,2% от общего числа. Так же резко просела и категория мобильных телефонов. Раньше для их покупки в МФО обращались 2,6% клиентов, сейчас – всего 0,8%. Самое же большое падение произошло в категории одежда – за год она снизилась с 1,2% до 0,2% от общего количества займов.
Любопытно, что на фоне общего сокращения доли займов на крупные покупки интерес россиян к бытовой технике сохранился на прежнем уровне – 2,5% от всех займов.
Исследование выявило еще одну интересную тенденцию: почти в 1,7 раза выросла доля займов на учебу – с 2,2% до 4%.
По мнению аналитиков Webbankir, исследование показывает, что потребители перешли на режим экономии. Покупка телефонов, одежды и мебели чаще воспринимается как то, без чего можно обойтись. А вот откладывать на потом приобретение техники, полезной в быту, россияне все же не готовы.
На этом фоне увеличение спроса на образование вселяет оптимизм. Как видно, люди экономят на вещах, но по-прежнему инвестируют в свое развитие.
По остальным целям займов картина за год изменилась незначительно. Самой многочисленной категорией остались займы на личные или потребительские нужды: за первые четыре месяца 2023 года на них пришлось 28,2% заявок. Далее следуют займы на ремонт недвижимости (17,5%) и на неотложные нужды, когда в заявке клиенты акцентируют внимание на том, что деньги им потребовались срочно (15,6%). Также в топ-5 целей займов входят лечение и забота о здоровье (8,5%) и ремонт автомобиля (6,8%).