Быстрое развитие систем генерации контента, таких как ChatGPT и GigaChat показало, что на рынке дефицит специалистов, кто разбирается в речевых моделях и организации речи искусственного интеллекта. Также есть потребность в экспертах, которые умеют строить данные для налаживания эффективных коммуникационных моделей.
При этом подготовка таких профессионалов до сих пор ограничена. Только некоторые вузы предлагают программы, связанные с искусственным интеллектом. Руководитель образовательной программы Московского Политеха "Киберфизические системы" Тимур Идиатуллов рассказал, как изменить ситуацию.
— Особый интерес представляют профессии, связанные с разработкой систем генерации контента и поддержания беседы с искусственным интеллектом. Пока нет достаточного числа специалистов в этой области, и требуется создание специализированных образовательных программ, объединяющих лингвистику, психологию общения, когнитивистику, логику и работу с данными. Подготовка специалистов такого профиля требует привлечения множества экспертов для разработки образовательных программ, — отмечает Идиатуллов.
Развитие профессий, связанных с искусственным интеллектом, в российской образовательной системе требует создания специализированных образовательных программ и привлечения экспертов в различных областях, связанных с ИИ. Эти профессии включают разработку речевых моделей, систем генерации контента и развитие сложных систем искусственного интеллекта, требующих специалистов по нейролингвистике. Важную роль также играют редакторы контента, которые грамотно формулируют информацию, чтобы системы искусственного интеллекта функционировали корректно и предоставляли достоверные данные.
Значительный интерес также будут представлять разработки в области иных способов коммуникации, например, эксперт обращает внимание на возможности разработки систем для жестовых интерфейсов, в том числе систем сурдоперевода. В Московском Политехе в настоящее время ведутся работы над подобными проектами, в частности над системами автоматизированного перевода и исследованиями возможности интеграции с азиатскими языками.