|
Ближайшее заседание ЦБ РФ по ключевой ставке состоится 21 июля. На этот раз первое с сентября прошлого года повышение ключевой ставки (сейчас она составляет 7,5%) представляется практически неизбежным. По нашим оценкам, ставка может быть повышена на 50 б. п. до 8% (что заложено в ожидания рынка), хотя не исключен и более крупный шаг повышения. На этом же заседании будут обновлены макропрогнозы, в том числе и прогноз средней ключевой ставки. Скорее всего, регулятор оставит открытой возможность дальнейшего повышения ставки на ближайших заседаниях, и здесь будет важна жесткость риторики в сигнале. Последний, апрельский, прогноз Центробанка (средняя ключевая ставка 7,3-8,2% в 2023 году, или 7,1-8,6% со 2 мая до конца 2023 года), по нашим оценкам, предполагает верхнюю границу ставки в этом году на уровне 9,5%. Пока мы ожидаем, что в отсутствие новых шоков ключевая ставка вряд ли выйдет за эту границу, и, скорее, остановится на максимальном уровне не выше 9%.
К новому заседанию мы подходим со следующей ситуацией. Инфляция постепенно ускоряется как в месячном, так и в годовом выражении, при этом, по оценке ЦБ РФ, текущие сезонно-сглаженные темпы роста цен в пересчете на год уже заметно превысили целевые 4%. Так, по оценке Центробанка, в июне темп инфляции ускорился до 6,4% SAAR, а в среднем во 2Q23 – до 0,41% (м/м) (что соответствует 5,0% SAAR). Недельные данные Росстата по состоянию на 10 июля подтверждают сохранение повышенного для этого периода года темпа роста цен, а свежий консенсус-прогноз аналитиков повысил прогноз инфляции на конец 2024 года с 4,0% до 4,3%. Вышедшие на прошлой неделе информационно-аналитические материалы ЦБ РФ обращают внимание на усилившиеся проинфляционные факторы – снижение склонности населения к сбережению, стимулирующее влияние на внутренний спрос госрасходов и расширения кредитования, дисбалансы на рынке труда, ускорившееся ослабление курса рубля. В бюллетене «О чем говорят тренды» аналитики поясняют логику регулятора: «ЦБ для достижения цели по инфляции в 2024 году необходимо, чтобы уже к концу 2023 года текущие темпы роста цен с поправкой на сезонность замедлились и стали соответствовать траектории 4%. Однако требуется время, чтобы развернуть сложившийся проинфляционный тренд, преодолев его инерцию... на росте цен решения по ДКП в полной мере сказываются только через 3–6 кварталов. Поэтому ужесточение ДКП должно происходить до того, как инфляция разгонится. В противном случае потребуется гораздо большее ужесточение ДКП... и более высокая реальная процентная ставка, чтобы вернуть инфляцию к цели».
Ситуация меняется достаточно динамично – в первой декаде июля мы полагали, что обвал курса рубля и ожидаемая инфляция в июне выше 0,4% (м/м) могут способствовать повышению ставки ЦБ РФ более чем на 50 б. п. В то же время за последнюю неделю обвальное снижение курса рубля приостановилось, данные Росстата по инфляции за июнь оказались ниже ожиданий (0,37% (м/м)), к тому же Центробанк связал бóльшую часть ускорения месячного роста потребительских цен с ускорением роста цен на товары и услуги с волатильной ценовой динамикой. Исходя из этого, необходимости в разовом резком увеличении ключевой ставки (на 100-150 б. п.) сейчас нет, а повышение ключевой ставки на 50 б. п. в качестве первого шага возможного цикла с сохранением жесткого сигнала представляется нам сейчас более целесообразным.
|