Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Тенденции перегрева в российской экономике усилились

A A= A+ 31.08.2023
Вчера Росстат опубликовал экономические индикаторы за июль и семь месяцев 2023 года.  По оценке Минэкономразвития РФ, в июле ВВП ускорил рост до 0,5% SA по сравнению с ростом на 0,1% SA в июне, а в годовом выражении рост ВВП в июле оценивается в 5% (июнь +5,7% (г/г) и за семь месяцев года — в 2,1%. Росстат опубликовал предварительную оценку роста ВВП за I полугодие 2023 года: она составила 1,6%, в то время как ранее опубликованные оценки за I и II квартал предполагали более низкую оценку роста за все полугодие (1,4%).  Напряженность на рынке труда растет, безработица обновила исторический минимум 3,0%, что поддерживает конкурентную гонку зарплат (третий месяц подряд они показывают двузначный рост в реальном выражении). В июле ускорился рост потребительского спроса – прежде всего, за счет розничной торговли непродовольственными товарами, что можно связать с расширением кредитования и повышением инфляционных ожиданий населения на фоне ослабления курса рубля. Между тем, замедляется рост потребления платных услуг.
Улучшилась динамика грузооборота транспорта. Промпроизводство стагнировало в основном за счет сокращения добычи полезных ископаемых, рост в строительстве замедлился, а в сельском хозяйстве выпуск в годовом выражении впервые за длительный срок сократился, что может быть связано с высокой базой прошлого года. По данным мониторинга предприятий, в августе текущие оценки предприятий по производству впервые с февраля перешли в отрицательную зону. В числе факторов, ограничивающих выпуск, компании часто отмечали нехватку персонала, значительный рост производственных издержек, а также удлинение сроков поставок из‑за сложностей с логистикой. Таким образом, несмотря на растущий спрос, многие предприятия уже не справляются с увеличением выпуска, и одним из ключевых ограничений называют кадровый дефицит. В условиях обостряющейся конкуренции за работников с госсектором бизнес вынужден повышать зарплаты. Кто сможет, будет «отбивать» это в росте цен, кто не сможет – сократит рентабельность, а затем, возможно, и уйдет с рынка.
Неожиданно сильную динамику показали инвестиции в основной капитал во II квартале 2023 года (+12,6% (г/г). В структуре источников финансирования растет доля бюджетных средств (в I полугодии – 16,7% против 15,6% за аналогичный период прошлого года). Ускорившийся рост инвестиций в основной капитал и потребления непродовольственных товаров являются факторами повышенного спроса на импорт в последние месяцы. Это косвенно подтверждает оценку ЦБ, что ослабление рубля – симптом перегрева внутреннего спроса, который отражается в более сильном росте импорта, чем позволяют текущие экспортные возможности экономики. Хотя, на наш взгляд, у ослабления рубля есть и другие причины (снижение доли твердых валют в структуре экспорта, сокращение глубины и ликвидности внутреннего валютного рынка, сохраняющийся отток капитала).
Данные за семь месяцев 2023 года показывают набранную инерцию разгона экономики, поддержанную ростом госрасходов, кредитования и несбалансированным рынком труда. На этом фоне наш прогноз роста ВВП в этом году может быть превышен на 1,7-1,8%. Эффект от значительного повышения ключевой ставки ЦБ до 12% и ожидаемого сокращения бюджетного импульса должны привести к замедлению роста спроса и охлаждению перегревающейся экономики. Однако этот эффект может проявиться ближе к концу этого года и в следующем. Если оперативные данные не покажут ужесточения денежно-кредитных условий, что могло бы замедлить рост внутреннего спроса, вряд ли стоит ожидать скорого снижения ключевой ставки ЦБ, более того, нельзя исключить ее дальнейшего повышения.
 
Автор: Ольга Беленькая,  руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»
 

Наши проекты